Главная
Начиная с 2011 года в России реализуется программа "Доступная среда". Доступная среда - это создание совместными усилиями условий для интеграции в общественную жизнь инвалидов. Это комплексный подход по обустройству и реализации безбарьерной среды, с помощью которой инвалиды будут быстрее адаптироваться в общество и чувствовать себя счастливее. Программа "Доступная среда" для инвалидов рассчитана на все маломобильные группы населения. Сюда входят и инвалиды-колясочники, и инвалиды по зрению, и инвалиды по слуху. Результатом данной программы должно быть наличие доступности всех объектов инфраструктуры - транспорт, учебные заведения, государственные учреждения, культурные объекты и т.д. для всех категорий граждан.
Филиал ДИНО государственного университета «Дубна» согласно
Федеральному закону от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ведет активную работу, обеспечивающую условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Толерантная модель общения, основанная на гуманизме и взаимоуважении, между студентами разных физических возможностей, является нормой университетской жизни.
Стратегия филиала в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья: подготовка грамотных, экономически независимых профессионалов, способных внести вклад в развитие как Московской области, так и всей России; доступность профессионального образования; интеграция в образовательную среду филиала через совместные лекционные занятия в общих группах на этапах обучения. Филиал ДИНО государственного университета «Дубна» предоставляет возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам получить среднее профессиональное и высшее образование в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных способностей каждого. Лучшие выпускники имеют возможность поступить в магистратуру государственного университета «Дубна» и заниматься научной работой. Вся работа структур филиала строится на строго индивидуальном подходе к каждому студенту и слушателю, на методических материалах, разработанных специалистами отделений и кафедр с применением современных компьютерных и информационных технологий.
В филиале ДИНО государственного университета «Дубна» реализуется совокупность постоянно развивающихся элементов современной социальной реабилитации:
- профессиональное образование;
- инклюзивная система обучения в общих группах;
- профессиональная ориентация в форме консультаций по вопросам приема и обучения;
- вступительные испытания сопровождаются предоставлением отдельных аудиторий для абитуриентов-инвалидов, увеличением продолжительности вступительных испытаний, а так же других форм, установленных действующим законодательством Российской Федерации;
- социально-психологический инжиниринг (социальная и психологическая коррекция);
- реабилитационный спорт и физкультура;
- социально-средовая адаптация и социально-бытовая ориентация и интеграция;
- организация безбарьерной архитектурной среды для студентов с ОВЗ, инвалидов.
Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение студентов с инвалидностью осуществляется в соответствии с «Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)» на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» и по утвержденной в нем форме. Комплексное сопровождение образовательного процесса студентов с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на основании Выписки из протокола ПМПК.
Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ, установление особого порядка освоения студентами с инвалидностью и студентами из числа лиц с ОВЗ дисциплины «Физическая культура».
Организационно-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ направлено на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и типовым или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; контроль по результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации; коррекцию взаимодействия преподавателей и студентов данной категории; консультирование по психофизическим особенностям студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ, проведение инструктажей и семинаров для преподавателей и сотрудников.
Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении, социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений.
Социальное сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса, в том числе:
- мероприятия, направленные на их социальную поддержку, включая решение бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения;
- установление особого порядка освоения студентами с инвалидностью и студентами из числа лиц с ОВЗ дисциплины «Физическая культура»;
- создание в филиале толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.